«ОГО» Укртелеком ОГО — adsl интернет от Укртелеком, 3G мобильная и проводная телефония

27Янв/110

Тарифная спираль

На прошлой неделе тарифы на базовые услуги предприятия «Укрпочта» поднялись на 40%. В ближайшее время аналогичное повышение цен на услуги местной телефонной связи проведет компания «Укртелеком». Таков результат первого в этом году заседания Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС). Новая комиссия 10 июня успела рассмотреть просьбу министра транспорта и связи Иосифа Винского, инициировавшего повышение цен на услуги. В тот же день президент Виктор Ющенко постановил отменить соответствующие решения Кабинета министров от 27 мая 2008 года о назначении нового состава НКРС, однако указ главы государства вступил в силу днем позже. А значит, решение о повышении цен оказалось легитимным.

Винского можно понять: без принятия оперативных решений обе госмонополии покажут миллионные убытки в этом году. Согласно финансовому плану «Укртелекома», отрицательный финансовый результат предприятия электросвязи составит около полутора миллиардов гривен, хотя в прошлом году компания получила полтора миллиарда прибыли (267 млн гривен чистой прибыли).

«Укрпочта», в свою очередь, также заявляет об убытках и поясняет повышение тарифов тем, что они не изменялись с ноября 2005 года, а с тех пор средняя зарплата по стране увеличилась вдвое. Почтовики считают рост цен на их услуги неизбежным, поскольку в компании сильная текучесть кадров — среднемесячная зарплата почтальонов составляет около 700 гривен. В результате в некоторых городах почтовая служба предлагает гражданам самим забирать корреспонденцию с почтовых отделений. Однако неизвестно, какие операции приносят наибольшие убытки — финансовой отчетности «Укрпочты» за 2007 год до сих пор нет. С 23 июня отправка письменной корреспонденции по Украине будет стоить гривню (раньше это стоило 70 копеек). Стоимость отправки бандеролей массой до 100 граммов составит 1,45 гривни, а посылок в страны СНГ — около 7,50 гривни.

Ситуация в «Укртелекоме» осложняется тем, что это фишка отечественного фондового рынка, а кроме того, в ближайшее время намечается приватизация компании. Однако вместо санации предприятия и смены топ-менеджмента был выбран третий вариант — повышение цен. Этот способ приведения государственных компаний к безубыточности активно используется, по крайней мере, три года. В середине 2005−го предприятие «Укрпочта» повышало расценки на отдельные услуги в среднем на 20%. В середине 2006 года компания «Укртелеком» увеличила стоимость своих услуг на местную телефонию на 50%. С марта 2007−го руководство «Укртелекома» пыталось добиться очередного повышения цен в полтора раза, а «Укрпочта» — поднять стоимость подписки на периодику. Но они не успели реализовать свои планы — деятельность НКРС была заблокирована.

На прошлой неделе тарифы на базовые
услуги предприятия «Укрпочта» поднялись на 40%. В ближайшее время
аналогичное повышение цен на услуги местной телефонной связи проведет
компания «Укртелеком». Таков результат первого в этом году заседания
Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС). Новая
комиссия 10 июня успела рассмотреть просьбу министра транспорта и связи
Иосифа Винского, инициировавшего повышение цен на услуги. В тот же день
президент Виктор Ющенко постановил отменить соответствующие решения
Кабинета министров от 27 мая 2008 года о назначении нового состава
НКРС, однако указ главы государства вступил в силу днем позже. А
значит, решение о повышении цен оказалось легитимным.

Винского можно понять: без принятия оперативных решений обе
госмонополии покажут миллионные убытки в этом году. Согласно
финансовому плану «Укртелекома», отрицательный финансовый результат
предприятия электросвязи составит около полутора миллиардов гривен,
хотя в прошлом году компания получила полтора миллиарда прибыли (267
млн гривен чистой прибыли).

«Укрпочта», в свою очередь, также заявляет об убытках и поясняет
повышение тарифов тем, что они не изменялись с ноября 2005 года, а с
тех пор средняя зарплата по стране увеличилась вдвое. Почтовики считают
рост цен на их услуги неизбежным, поскольку в компании сильная
текучесть кадров — среднемесячная зарплата почтальонов составляет около
700 гривен. В результате в некоторых городах почтовая служба предлагает
гражданам самим забирать корреспонденцию с почтовых отделений. Однако
неизвестно, какие операции приносят наибольшие убытки — финансовой
отчетности «Укрпочты» за 2007 год до сих пор нет. С 23 июня отправка
письменной корреспонденции по Украине будет стоить гривню (раньше это
стоило 70 копеек). Стоимость отправки бандеролей массой до 100 граммов
составит 1,45 гривни, а посылок в страны СНГ — около 7,50 гривни.

Ситуация в «Укртелекоме» осложняется тем, что это фишка отечественного
фондового рынка, а кроме того, в ближайшее время намечается
приватизация компании. Однако вместо санации предприятия и смены
топ-менеджмента был выбран третий вариант — повышение цен. Этот способ
приведения государственных компаний к безубыточности активно
используется, по крайней мере, три года. В середине 2005−го предприятие
«Укрпочта» повышало расценки на отдельные услуги в среднем на 20%. В
середине 2006 года компания «Укртелеком» увеличила стоимость своих
услуг на местную телефонию на 50%. С марта 2007−го руководство
«Укртелекома» пыталось добиться очередного повышения цен в полтора
раза, а «Укрпочта» — поднять стоимость подписки на периодику. Но они не
успели реализовать свои планы — деятельность НКРС была заблокирована.

Нынешнее повышение цен, может быть, и оправдано инфляционными
процессами и ростом себестоимости услуг, однако вряд ли будет
эффективным. Для начала стоит найти главную причину убыточности
предприятий. На прошлой неделе Главное контрольно-ревизионное
управление Украины (ГлавКРУ) предъявило претензии к «Укртелекому» из-за
чрезмерных (в 60 раз больше запланированных) расходов на рекламу
(мобильного оператора Utel и услуг широкополосного доступа провайдера
«ОГО!»). Кроме того, ГлавКРУ заявило о том, что ОАО «Укртелеком»
недополучило 900 млн гривен доходов из-за плохой тарифной и
маркетинговой политики по предоставлению в пользование другим
операторам цифровых каналов. В таком случае «Укртелеком» просто
перекладывает инвестиционные затраты на новые проекты на плечи
пользователей, даже не являющихся потребителями этих услуг.

Более того, повышение тарифов формирует инфляционную спираль внутри
компании. Чем больше дорожают услуги фиксированной связи, тем
предпочтительнее становится для абонента использование мобильной связи.
После подорожания 100 минут разговора по фиксированной связи будет
стоить около 26 гривен (18 гривен абонплаты плюс восемь гривен за
разговор). В такую же сумму обойдутся 100 минут разговора в новом
тарифе «Простой life:)» — несомненно, более удобном способе связи. При
меньшем количестве абонентов «Укртелекома» расходы на содержание
инфраструктуры остаются прежними. В результате компании снова придется
повышать тарифы.

Наконец, разница между доходами «Укртелекома» за прошлый год и
ожидаемыми в 2008−м составляет три миллиарда гривен, а это половина
всех затрат компании. То есть, если менеджмент предприятия электросвязи
прогнозирует убытки по итогам нынешнего года, то он предполагает
повышение расходов компании не менее чем в полтора раза. Но это никак
нельзя объяснить ростом зарплат и тарифов на электроэнергию, поэтому
затраты связаны с очень неэффективным использованием средств. А раз
деньги уходят неизвестно куда, то проблему должны решать не Минтранс и
НКРС, а контрольно-ревизионные и правоохранительные органы. Тем более
что правительство едва ли заинтересовано в росте тарифов в
государственных монополиях — до сих пор административная инфляция была
умеренной и амортизировала стремительный скачок цен на
продовольственные товары и топливо. Согласием на резкое повышение
тарифов Кабмин приговорил собственные антиинфляционные меры.

Связано с категорией: Главная Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.